Блог Студия живописи

Техника живописи "Мокрое по мокрому" от Боба Росса

Дата публикации: 23.10.2020

Боб Росс прославился тем, что изобрёл быструю технику красивой живописи маслом по холсту. Этот чудо-способ называется «Мокрое на мокром». Особенность метода такова, что первый слой (основа) на холст наносится жидкой краской. Миллионы людей по всему миру научились создавать картины благодаря коротким тридцатиминутным видео урокам этого удивительного художника.

Жидкая основа (белая, черная, прозрачная)
Жидкая основа (белая, черная, прозрачная)

Подготовительные работы

Для эффективного сеанса живописи понадобятся:

  1. Жидкая краска для первого слоя;
  2. Холст на подрамнике. Сейчас их великое множество, продаются уже загрунтованные, на любой вкус и кошелёк;
  3. Масляные краски. Оригинальные краски марки Боба Росса можно заказать на ebay, либо подобрать аналогичные в художественном магазине;
  4. Мольберт. На своих видео уроках Боб Росс стоит перед большим мольбертом. Отчасти это обусловлено необходимостью презентовать урок. В быту большинство художников отдают предпочтение настольным вариантам;
  5. Мастихин особой формы;
  6. Кисти (щетинные шириной 2,5 и 5 см, веерная кисть (3 или 4 см), круглая волосяная кисть №15 или 16, веерная, отводная кисть – тонкая с длинным волосом для проработки мелких деталей, листвы, травы);
  7. Палитра — без углублений, например, из акрила или органического стекла. Как вариант, можно использовать одноразовые, очень экономит время и нервы;
  8. Растворитель для масляных красок;
  9. Тряпки для очищения кистей и мастихина;
  10. Емкость для растворителя, как вариант, ведерко из-под майонеза или другая тара с крышкой.

Растворитель лучше следует выбирать без запаха, для масляных красок и использовать следующим образом. Один литр растворителя вылить на половину в ёмкость. На дно посуды поместить решетку (диаметр отверстий - пять миллиметров, высота - два сантиметра) и положить на дно. Растворитель должен покрыть решетку на 3-4 см. Когда нужно очистить кисть, то следует погрузить ее в банку и почистить о решётку, после чего отжать кисть о верхние бортики емкости. Запрещается мыть кисть водой, только растворителем, а после тщательно вытереть тряпкой или бумажным полотенцем.

Кисти Боба Росса
Кисти Боба Росса

После работы растворитель нужно накрыть крышкой и оставить. Через 2 дня краска осядет и драгоценная жидкость снова будет пригодна для использования. Растворитель – продукт многоразовый. Стоит также помнить о том, что пары растворителя ядовиты для организма, поэтому рекомендуется предаваться искусству в хорошо проветриваемом помещении.

Процесс создания пейзажа

Техника «мокрое по мокрому» в том числе подразумевает предварительную грунтовку жидкой краской, в основном это белила, но может быть и прозрачный, черный (для ночных и зимних пейзажей) цвет. Основу можно заказать в художественном магазине или сделать самостоятельно, для этого немного сырья необходимо выложить в ёмкость и постепенно добавить льняное масло, перемешать. Важно! Краска не должна стекать, лучше не долить масло, чем переборщить.

Мастихин Боба Росса
Мастихин Боба Росса

Когда грунтовка готова, можно нанести её на холст тонким слоем. В идеале, после прикосновения пальцем к грунтованному белилами холсту должен оставаться легкий отпечаток, который не закрывает рисунок отпечатка на пальце. Влажный слой служит основой для плавных переходов от одного цвета к другому и не высыхает примерно сутки при комнатной температуре. По этой причине все переходы должны быть прописаны в течение этого времени. Собственно, всё, можно приступать к импровизации.

На видео уроках подробно показан алгоритм действий художника: какой кистью пишутся те или иные элементы, где и как используется мастихин, как прорабатываются мелкие детали, как легко и реалистично прописать небо, облака, водопады, лес, кроны деревьев, траву, горы.

Как просушить готовую работу

Сушить готовую работу нужно правильно, иначе есть риск столкнуться с пожуханием красочного слоя. Запрещается сушить при прямых солнечных лучах, так как образующаяся при сушке плёнка начинает распадаться. Темные места и помещения с повышенной влажностью также не годятся, так как при таких условиях происходит потемнение и пожелтение слоя. Отличный вариант – сушить картину в хорошую летнюю погоду при рассеянном солнечном свете, например в теньке. Льняное масло сохнет 3-7 дней. Тонкие лессировки сохнут за 2-3 дня. В целом картина может сохнуть до 60 дней.

Набор красок
Набор красок

Завершающий штрих, покрытие лаком

Многие спорят по поводу необходимости покрытия лаком готовой картины. Приведём аргументы за:

  • слой лака защищает изделие от агрессивного воздействия влажного воздуха, сигаретного дыма и других агрессивных факторов, которые могут привести к выгоранию, потемнению красок;
  • лаковая плёнка придаёт краскам блеск и глубину, полотно выглядит завершённым;
  • дополнительный слой выравнивает и ламинирует неоднородность холста, написанного слоями;
  • долголетие полотна. Вряд ли шедевр «Мона Лиза» дожил бы до сегодняшнего дня, если бы Леонардо да Винчи не использовал лакирование, как завершающий этап своей живописи. Художники всех времён использовали лак для финишного штриха.