Курс рассчитан на бухгалтеров, специалистов финансовых служб и тех, кому необходимо знать задачи управленческого учета, бюджетирования, ценообразования и уметь составлять отчетность в соответствии с требованиями управленческого менеджмента.
В рамках курса слушатели получают практические навыки стандартизации управленческого учета, учатся разрабатывать систему управленческой отчетности и составления бюджетов для бизнес-решений.
Программа курса
-
-
Введение в управленческий учет
- Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета. Задачи и принципы управленческого учета. Роль бухгалтера-аналитика в принятии правленческих решений.
-
Организация управленческого учета
- Проблемы организации управленческого учета в организации. Общая организационно-методологическая модель управленческого учета и ее отражение в системе внутренней отчетности. Использование отечественного опыта в области калькулирования затрат, разработки планов, нормативного метода учета. Децентрализация управления и система учета по центрам ответственности. Понятие «центра ответственности», виды центров ответственности. Особенности выделения сегментов в управленческом учете, планирование и учет доходов, расходов и других показателей отчетности по сегментам.
- Внутренняя управленческая отчетность: содержание, назначение и использование на различных уровнях управления.
- Принятие управленческих решений. Обеспечение значимой информации для принятия решений по управлению бизнесом.
- Проблемы внедрения и дальнейшего развития управленческого учета.
-
Затраты и их классификация
- Затраты как один из основных объектов управленческого учета. Понятия «затраты» и «расходы». Структура и содержание расходов на производство продукции и управленческих расходов.
- Классификация затрат: по экономической роли в процессе производства, по способу включения в себестоимость продукции, по отношению к изменению объема производства, в зависимости от конкретных задач управления организации.
- Понятия «место возникновения затрат», «носитель затрат», «объект затрат», «центр затрат».
- Первичная документация и учет расходов организации. Разделение затрат на переменные и постоянные. Понятие производственной мощности. Анализ зависимости «затраты-объем производства-прибыль». Критическая точка безубыточности и планирование прибыли организации.
-
Формирование себестоимости и системы учета затрат
- Структура и виды себестоимости: производственная и полная себестоимость, фактическая и нормативная себестоимость, себестоимость по прямым затратам и по переменным затратам (ограниченная себестоимость).
- Система учета полных затрат и система учета переменных затрат «директ-костинг». Затраты, включаемые в себестоимость продукции в системе «директ-костинг».
- Понятие маржинальной прибыли. Порядок расчета прибыли в системе учета полных затрат и при маржинальном подходе (в системе учета переменных затрат), влияние выбранного подхода на величину прибыли.
-
Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг.
- Деление затрат на прямые и косвенные. Проблемы распределения косвенных затрат. Выбор базы распределения косвенных затрат. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости в зависимости от типа производственных процессов: позаказный и попроцессный и их модификации.
- Позаказный метод затрат и калькулирования себестоимости. Особенности и сфера применения. Записи в учете при позаказном методе калькулирования.
- Попроцессный (попередельный) метод учета затрат и калькулирования себестоимости. Особенности и сфера применения. Записи в учете при попроцессном (попередельном) методе калькулирования.
- Отчетные калькуляции, их оценка и анализ, использование полученных результатов в управлении организации.
-
Основы планирования. Бюджетирование
- Основы планирования. Виды планирования по срокам, назначению и детализации планирования. Сметное планирование (бюджетирование). Функции бюджета.
- Разработка главного бюджета. Взаимосвязь оперативного и финансового бюджетов. Проблемы прогнозирования объемов продаж.
- Цели и назначение бюджета денежных средств. Процесс разработки бюджета денежных средств.
- Организация бюджетирования по центрам ответственности и сегментам рынка.
- Контроль за исполнением бюджетов. Статичные и гибкие бюджеты. Стимулирование и ответственность управленческого персонала за исполнение бюджетов.
-
Система нормативного учета
- Нормативный учет как инструмент учета, планирования и контроля затрат. Понятие нормативных затрат и система «стандарт-кост». Принципы, организация и порядок определения нормативных затрат. Использование системы «стандарт-кост».
- Использование нормативных затрат в калькулировании себестоимости продукции, работ, услуг.
- Отклонения фактических затрат от их нормативных значений и их анализ как средство контроля затрат. Вычисление отклонений прямых материальных затрат, прямых трудовых затрат и общепроизводственных расходов.
- Учетные записи в системе «стандарт-кост». Запись отклонений в регистрах бухгалтерского учета.
- Зачетное занятие.
-
Введение в управленческий учет